Ставим банки

Ставим банки

По оценкам участников рынка и экспертов, озвученным на VIII Международной Карпатской страховой конференции, “лайфовые” страховые компании (СК) в 2011 г. собрали страховых премий примерно на 1,3 млрд грн. Если информация экспертов верна, это значит, что в минувшем году рынок смог увеличить денежные поступления от клиентов чуть ли не на 40% по сравнению с результатом 2010 г. (см. “Премии…”).

Официальные данные о работе страхового рынка в 2011 г. Нацкомфинуслуг еще не обнародовала, и на первый взгляд, приведенная оценка может показаться завышенной. Отметим, что по итогам 9 месяцев 2011 г. рынок страхования жизни собрал 900 млн грн. валовых страховых премий.

Следовательно, по ожиданиям экспертов в IV квартале минувшего года “лайфовые” страховые компании должны были собрать около 400 млн грн., и, надо признать, это вполне возможно. Для сравнения: в IV квартале 2010 г. клиенты принесли в “лайфовые” СК примерно 300 млн грн.

По словам заместителя председателя совета Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ; г.Киев; с 1992 г.; объединяет более 100 СК) Александра Залетова, в минувшем году 65% премий в страховании жизни было обеспечено за счет договоров накопительного и пенсионного страхования. При этом наибольшая доля платежей по указанным договорам (83%) пришлась на клиентов-физлиц (а в 2006 г., к примеру, — 70%). И это неудивительно.

Дело в том, что долгосрочные накопительные и пенсионные страховые программы являются наиболее устойчивым источником поступления средств для страховщиков. По сути, даже если СК перестанет привлекать новых клиентов, она будет получать платежи по ранее заключенным договорам, срок действия которых может превышать 10 лет.

Справедливости ради отметим, что в разгар кризиса клиенты часто были вынуждены досрочно прекращать платежи по накопительным договорам и покидать СК. Однако участники рынка уверяют, что этот процесс уже прекратился.

Заемная выгода

Впрочем, нельзя сказать, что приведенные цифры свидетельствуют о росте популярности страхования жизни среди населения. Страховщики признают, что 35% всего объема собранных в 2011 г. премий поступило по договорам, заключенным в рамках страхования жизни заемщиков-физлиц.

Следовательно, успех “лайфовых” СК был скорее обусловлен практикой “добровольно-принудительного” страхования при выдаче потребительских кредитов. Более того, участники рынка считают, что в 2012 г. данный сегмент рынка вырастет еще на 25-30%.

Расчет делается на то, что низкий уровень платежеспособности заставит население прибегнуть к банковским программам потребительского кредитования, которые в последнее время снова начинают активно предлагаться на рынке. В таких условиях СК имеют все шансы поработать в связке с банковскими учреждениями.

При этом страховщики не оставляют надежды на сотрудничество с государством в вопросах страхования населения, участия “лайфовых” СК в системе пенсионного обеспечения и пр.

“Если государство действительно нуждается в долгосрочных инвестициях (а таковые могут быть обеспечены “лайфовыми” СК в ходе реализации долгосрочных накопительных программ страхования, в том числе и пенсионного. — Ред.), а также ищет антиинфляционные инструменты, ему предстоит создать такую экономическую и правовую среду, в которой институциональные инвесторы будут рассматриваться как стратегические партнеры”, — полагает г-н Залетов.

При этом остается надеяться лишь на то, что слабое развитие фондового рынка в Украине, на котором частные лица пока чаще теряют сбережения, нежели зарабатывают, а также низкое доверие к банкам заставит людей обратить больше внимания на программы страхования жизни как на инструмент накопления и минимизации финансовых рисков.

Однако всерьез на это рассчитывать все же не приходится. Если инвестиции на фондовом рынке действительно малоинтересны населению, то даже неоднократные банкротства банков в Украине не заставят граждан меньше вкладывать на депозиты. Об этом свидетельствуют и цифры.

Например, по данным Ассоциации инвестиционного бизнеса Украины (УАИБ; г.Киев, с 1995 г.; объединяет 340 компаний по управлению активами), стоимость чис­тых активов открытых и интервальных инвестиционных фондов на 30 сентября 2011 г. составила всего 462 млн грн.

При этом активы открытых инвестфондов за 9 месяцев минувшего года сократились на 6,3%, а интервальных — более чем на 23%. А ведь именно эти фонды, в отличие от закрытых и венчурных ИСИ, ориентированы на работу с физлицами.

На банковском же рынке дела обстоят намного лучше. Как уже писал БИЗНЕС (см. на www.business.ua №8 от 20.02.12 г., стр.35, 36), в начале 2012 г. физлица буквально завалили финучреждения деньгами — за январь объем средств населения в банках увеличился на 7,2 млрд грн., до 314 млрд грн.

Люди продолжают весьма чутко реагировать на щедрые депозитные предложения банков и с готовностью несут деньги под 15-20% годовых в гривнях. Напрашивается вывод: страховщикам еще долго придется рассчитывать скорее на партнерство банков в сфере страхования заемщиков, нежели на конкуренцию с ними за деньги населения.

Соц-пикет

Не исключено, что в ближайшее время “добровольно-принудительное” страхование заемщиков останется приоритетным направлением работы для компаний по страхованию жизни. Дело в том, что нормы Налогового кодекса и Закона “О сборе и учете единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование”, по сути, заблокировали дальнейшую работу “лайфовых” СК с корпоративными клиентами.

Собственно, начисление единого социального взноса на премии по страхованию жизни, которые работодатели платят за своих сотрудников, уже само по себе вызывает множество вопросов.

“Документы ООН, рекомендации Международной организации труда говорят о том, что социальная защита, которая организовывается работодателем, не является частью оплаты труда человека, — отмечает Галина Третьякова, генеральный директор Украинской федерации страхования (г.Киев; с 2008 г.; объединяет 18 СК). — Это дополнительные деньги, не входящие в зарплату, которые работодатель тратит на покупку рабочей силы. У нас же получается рекурсия (самоповторение. — Ред.). Работодатель организовывает социальную защиту сотрудников, а на эти суммы начисляются дополнительные платежи, за счет которых он должен еще купить социальную защиту у государства”.

И такие начисления могут достигать 40%. По словам экспертов, государство должно определиться, хочет ли оно стимулировать работодателей обеспечивать соцзащиту работников, и если да, то внести в законодательство норму, согласно которой программы социальной защиты, покупаемые работодателем, не входят в оплату труда.

Что касается определения выгодоприобретателей по договорам страхования, то и здесь Украина отошла от мировой практики. По словам Александра Залетова, до 2011 г. компании могли оставаться выгодоприобретателями по накопительным договорам страхования жизни своих сотрудников, но с принятием Налогового кодекса потеряли такое право.

Данная норма широко применяется в других странах для удержания ключевого персонала. Суть в том, что работник получает право на получение страховой выплаты, только если проработает на компанию определенное количество лет. В противном случае работодатель оставляет страховые накопления для тех, кто придет на место уволившегося сотрудника.

Потеря такой возможности делает страхование еще менее привлекательным для корпоративных клиентов. И это при том, что в условиях финансового кризиса предприятия и без дополнительных “стимулов” со стороны государства отказывались от финансирования социальных пакетов для сотрудников, пытаясь таким образом сократить расходы. По оценкам Александра Залетова, в 2011 г. доля юрлиц в общем объеме страховых платежей на рынке страхования жизни составила всего 10%.

Ушельцы

Несмотря на рост общих показателей украинского рынка страхования жизни, количество игроков на нем сокращается. Отметим, что, по данным Нацкомфинуслуг, на 30 сентября 2011 г. в Украине в госреестре финучреждений числились 65 компаний по страхованию жизни, тогда как на аналогичную дату 2010 г. таковых было 70.

Недавно же появилась информация о том, что российская страховая группа РЕСО, владеющая в Украине страховыми компаниями “ПРОСТО-страхование” и “ПРОСТО-страхование. Жизнь и пенсия”, может отказаться от дальнейшего развития здесь “лайфового” направления страхового бизнеса. Пока неизвестно, будут ли российские собственники искать инвестора для своей “дочки” или же ликвидируют компанию.

Напомним: СК “ПРОСТО-страхование. Жизнь и пенсия” была организована в 2006 г. под названием “Надежная жизнь” Галиной Третьяковой, которая на тот момент покинула пост главы СК “АСКА-Жизнь”.

Летом того же года 75% акций СК купила российская группа РЕСО, которая уже владела СК “ПРОСТО-страхование” и намеревалась выйти на рынок страхования жизни. В результате продажи компания была переименована. Отметим, что Галина Третьякова после продажи бизнеса продолжала возглавлять созданную ею же компанию, однако в 2009 г. приняла предложение работать в Госфинуслуг, а с 2010 г. занимает должность генерального директора Украинской федерации страхования.

Это не первый случай, когда иностранные инвесторы задумываются о перспективности дальнейшего развития бизнеса в Украине. В 2010 г. бельгийско-нидерландская финансовая группа Ageas (ранее — Fortis Group) приняла решение уйти с украинского рынка страхования жизни, продав принадлежащую ей СК “Фортис Страхование Жизни Украина” американской инвестиционной компании Horizon Capital (см. на www.business.ua БИЗНЕС №38 от 20.09.10 г., стр.30, 31).

Разразившийся в 2008 г. мировой финансовый кризис помешал также планам финансовой группы ING, которая отказалась от выхода на украинский рынок страхования жизни. И это при том, что группа на тот момент уже начала реализовывать свой план.

В частности, ING Continental Europe Holdings, B.V. (г.Амстердам, Нидерланды) успел получить разрешение Антимонопольного комитета Украины на приобретение ЗАО “Страховая компания “Феникс-Жизнь” (г.Киев), и группа намеревалась начать активные операции в Украине уже в 2009 г.

И тем не менее в минувшем году первую скрипку на рынке страхования жизни играли компании с иностранным капиталом. По данным ЛСОУ, по итогам 2011 г. рыночная доля “лайфовых” СК с иностранным капиталом составила 88%. Отметим, что из 64 работающих на рынке “лайфовых” СК 28 имеют иностранный капитал (хотя только у 8 страховщиков иностранный собственник владеет 100% компании).  

Автор: Юрий Гусев
Источник: Бизнес