Стремление выжить

Стремление выжить

«Украинскую страховую группу «Жизнь»», сократившую за пять лет объемы бизнеса почти в три раза, покидает ее бессменный в течение восьми лет руководитель — Оксана Голеншина. Ее место займет Андрей Никонович, перед которым стоит цель изменить стратегию развития компании. Участники рынка отмечают, что проблемы у лайфовых страховых компаний возникли вследствие отказа многих клиентов от программ накопительного страхования жизни.
Вчера в «Украинской страховой группе «Жизнь»» («УСГ «Жизнь»») сообщили о смене топ-менеджмента. Председатель правления компании Оксана Голеншина, руководившая ею с 12 сентября 2005 года, покидает свой пост 24 июля. Уже 25-го числа правление «УСГ «Жизнь»» возглавит ее советник — Андрей Никонович. «Я ухожу по собственному желанию: я не согласна с политикой акционеров относительно дальнейшего развития компании»,— сказала госпожа Голеншина. Примечательно, что Андрей Никонович является руководителем рисковой страховой компании «Кэпитал Иншуринс Групп», основанной в 2006 году. На вопрос о возможной смене акционеров «УСГ «Жизнь»» господин Никонович ответил «Ъ», что «сейчас все в процессе», отказавшись сообщить подробности. «Компания будет развиваться, но пока говорить о каких-либо конкретных планах рано»,— сказал он.
«УСГ «Жизнь»», созданная в 2003 году, в 2012 году привлекла 6,1 млн грн премий (19-е место в рейтинге Insurance Top), выплатила 1,3 млн грн (15-е место). При этом 55% премий — 3,4 млн грн — привлечено по договорам накопительного страхования жизни. В I квартале 2013 года премии «УСГ «Жизнь»» составили 994,3 тыс. грн, из них 370,2 тыс. грн (37%) — по накопительному страхованию.
До кризиса «УСГ «Жизнь»», а также «Украинская страховая группа» (УСГ) принадлежали совладельцу Укргазбанка Василию Горбалю. Банк был одним из партнеров лайфового страховщика. В ноябре 2007 года TBIH Financial Services N.V., мажоритарным акционером которой являлась Vienna Insurance Group, подписала договор о покупке 62% УСГ. Тогда же, по словам Василия Горбаля, другим инвесторам была продана и «УСГ «Жизнь»». На конец 2012 года основным акционером, владеющим 99,729% акций «УСГ «Жизнь»», являлась финансовая компания «Народная позыка».
С 2008 года объемы привлеченных страховщиком премий постоянно снижались. Если в 2008 году компания привлекла 17,6 млн грн, то в 2012-м — почти в три раза меньше. «Во время кризиса падение зафиксировали все участники рынка, а после 2011 года, когда на платежи по страхованию жизни стал начисляться единый социальный взнос, многие корпоративные клиенты либо расторгли договоры накопительного страхования, либо перевели их в статус оплаченных и перестали платить по ним. При этом мы отказались от практики выплат завышенных комиссионных агентам, как делают многие наши коллеги,— мы шли на это сознательно, стараясь сохранить чистоту нашего портфеля»,— объяснила Оксана Голеншина. По расчетам Украинской федерации страхования, из-за действия норм Налогового кодекса объем премий всего рынка от корпоративного долгосрочного страхования жизни упал вдвое — с 330 млн грн в 2010 году до 129 млн грн в 2011 году.
Страховщик не развивает канал банковского страхования, не присутствует в торговых сетях и не сотрудничает со своим собственником — «Народной позыкой», которая специализируется на выдаче потребительских кредитов. «У нас нет ни одного договора, заключенного с клиентами этой финансовой компании»,— говорит госпожа Голеншина. Вследствие этого в 2011 году объемы бизнеса «УСГ «Жизнь»» сократились на 16,8%, а в 2012 году — еще на 31,4%. За I квартал 2013 года объем премий сократился сразу на 52,3%.
Несмотря на падение объемов премий в 2012 году, компания заработала прибыль в 20 млн грн после чистого убытка в 2011 году в размере 19,8 млн грн. «В прошлом году мы окончательно прекратили сотрудничество с Укргазбанком: договоры страхования со многими заемщиками закончились, что позволило нам расформировать часть резервов»,— объяснила Оксана Голеншина. По данным Insurance Top, в 2012 году резервы сократились с 32,8 млн грн до 25,4 млн грн.
Два источника на рынке сообщили «Ъ», что собственники СК уже давно пытались продать ее. «Оценить портфель «УСГ «Жизнь»» довольно сложно: это небольшая компания, которая удерживает все риски, не отдавая ничего на перестрахование»,— говорит заместитель председателя правления СК «Оранта-Жизнь» Рустем Галиев. Его компания предложения по продаже «УСГ «Жизнь»» не получала. Акционеры также рассматривают возможность заморозки бизнеса. «Предполагалось, что компанию возглавит свой человек, который будет управлять действующим портфелем»,— отметил руководитель одной из лайфовых СК. «Сейчас не самое лучше время для развития бизнеса по страхованию жизни. Нужны изменения законодательной базы: либо отмена единого социального взноса, либо старт пенсионной реформы с участием страховщиков»,— считает господин Галиев.
Виктория Руденко