Нацкомфинуслуг сможет запретить ряд финансовых услуг. Это позволит регулятору эффективнее бороться с финансовыми пирамидами

Нацкомфинуслуг сможет запретить ряд финансовых услуг. Это позволит регулятору эффективнее бороться с финансовыми пирамидами

Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) сможет самостоятельно определять, какая услуга является финансовой, а какая нет. Таким правом ее наделил парламент с 8 февраля, когда вступили в силу изменения в ст. 4 закона «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг».
Больше прав
Нацкомфинуслуг теперь сможет не только определять статус финансовой услуги, но и запрещать ее. Изменения в законе расширили перечень услуг, считающихся финансовыми. К ним отнесли банковские и другие услуги, указанные в законе о банках и банковской деятельности, операции с ипотечными активами с целью эмиссии ипотечных ценных бумаг, управление имуществом для финансирования объектов строительства. По словам юристов, раньше перечень финансовых услуг был открытым, и финансовыми могли считаться операции, которые хоть и не указаны в законе о финансовых услугах, но соответствуют критериям «финансовая услуга», перечисленным в ст. 1 этого закона. «Теперь же возможность предоставления финансовой услуги напрямую зависит от того, включена ли она в перечень ч. 1 ст. 4 закона о финуслугах, — говорит адвокат юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Александр Выговский. — Любые финансовые услуги, не включенные в этот перечень, будут считаться незаконными».
99 % всех жалоб, поступивших в Нацкомфинуслуг от обманутых потребителей финуслуг в 2013‑м, касались компаний, которые не являются финансовыми
«Регулятор может запретить предоставление услуги, если решит, что она не финансовая», — добавляет директор юридической группы «LEX» Богдан Хаустов.
Шире круг
По мнению участников финансового рынка, новые полномочия органов госнадзора помогут быстрее очистить финрынок от недобросовестных игроков. «Сегодня любой может зарегистрировать частную фирму и выдавать кредиты населению под баснословные проценты — 740‑1200 %, — рекламируя ставки на уровне 10 %. Деятельность такой компании не регулируется госорганами, от нее не требуют показывать эффективные ставки, формировать резервы, регулярно отчитываться, как банки или кредитные союзы. Это создает неравные конкурентные условия на рынке финуслуг и почву для теневых финансовых схем. Но теперь «лавочку» прикроют», — рассуждает президент объединения кредитных союзов «Программа защиты вкладов» Иван Вишневский.
Вместе с тем юристы отмечают, что правовая квалификация операции как финансовой услуги будет основываться только на индивидуальном решении органов государственной власти и на их произвольном толковании положений закона. По мнению Выговского, это также может привести к злоупотреблениям со стороны регулятора.
Татьяна Павлюченко