Три в одном

Три в одном

Нацбанк хочет стать мегарегулятором финансового рынка

Нацбанк рассчитывает к середине 2016 года получить контроль над всеми сегментами финансового рынка, поглотив Нацкомфинуслуг и Нацкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. Представители небанковского сектора сомневаются в эффективности такого механизма надзора и опасаются, что их позицию не будут принимать во внимание на фоне более крупных игроков – банков.
На базе Национального банка будет создан мегарегулятор, ответственный за пруденциальный надзор над всем финансовым рынком. Эта инициатива предусмотрена «Концепцией реформы банковской системы Украины до 2020 года», подготовленной НБУ (см. статью «Почувствует каждый»). Кредитные союзы, бюро кредитных историй и ломбарды будут переведены под контроль Нацбанка уже до конца 2014 года.
Страховые компании подпадут под надзор центробанка до середины 2015 года, а рынок ценных бумаг – в середине 2016-го. «Консолидированный надзор позволит более эффективно диагностировать и предупреждать распределение рисков между отдельными сегментами финансового сектора, оценивать реальное и потенциальное действие шоков на финансовую систему в целом и на ее отдельные составляющие», – говорится в документе.
Авторы концепции полагают, что создание мегарегулятора будет способствовать согласованности в деятельности регулятивных органов, устранению дублирования надзорных функций, использованию единых подходов, методов и форм надзора, единого информационного обеспечения, усилению ответственности регулятора за принятие решений и уменьшение госрасходов на регулирование финансового рынка.
Единоличное решение
Участников небанковского рынка инициатива удивила. «Во-первых, создание мегарегулятора не относится к компетенции Нацбанка, а во-вторых, эту идею никто не обсуждал ни с другими регуляторами, ни с крупнейшими участниками рынка», – возмущена генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова. «Возможность подготовки такой концепции в части реформирования фондового рынка без привлечения профильного регулятора вызывает определенные сомнения. Инициирование и разработка предложений по изменению системы регулирования рынка ценных бумаг без участия специалистов НКЦБФР выглядит как минимум некорректно», – сообщили в пресс-службе НКЦБФР позицию комиссии.
В концепции не указано, какими принципами будет руководствоваться Нацбанк. «Очевидно, что инструменты, которые используются для регулирования банковского рынка (Базель II, Базель III), совершенно не подходят для небанковского (Solvency І, Solvency ІІ)», – говорит Галина Третьякова. «Сейчас регуляторы в некоем роде конкурируют между собой: НБУ работает над созданием условий для привлечения средств граждан в банковскую систему, а НКЦБФР – на фондовый рынок. Вполне очевидно, что НБУ, если он станет мегарегулятором, придется искать баланс в создании условий для двух рынков», – отметил председатель правления биржи ПФТС Игорь Селецкий.
Банковское лобби еще больше усилится. «Есть опасения, что инициативы небанковского сектора будут блокироваться банкирами», – говорит Галина Третьякова. Эксперт напоминает, что из-за противодействия банков не был создан фонд гарантирования по договорам страхования жизни. «У НБУ отсутствует стратегия развития небанковского финансового рынка, и в этих условиях «перетягивать» надзор и регулирование на себя – значит получить непрогнозируемый эффект. Вряд ли сейчас у Украины есть время на эксперименты, которые принесут сюрпризы. Отсутствие консультаций НБУ с сектором во время подготовки концепции можно считать игнорированием мнения рынка», – считает она. «Существует угроза, что один орган не сможет в полном объеме учесть все отличия разных видов услуг», – предупреждает временно исполняющий обязанности главы Нацкомфинуслуг Максим Поляков.
Банкиры же опасаются противоположного – снижения качества работы центробанка. «Я вижу определенную опасность в том, что расширение функционала и структуры НБУ может отвлечь регулятора от решения более важных задач», – считает председатель правления ОТП Банка Тамаш Хак-Ковач. С созданием мегарегулятора НБУ советуют подождать. «Подобную идею необходимо внедрять в условиях стабильно работающих рынков», – отмечает Максим Поляков.
Рациональное звено
Если же создавать мегарегулятор, НБУ, как основа, не имеет альтернатив. «Нацбанк является самым сильным из трех регуляторов, поэтому вполне логично создание мегарегулятора на его базе», – считает глава правления «Украинской биржи» Олег Ткаченко. «Нацбанк можно считать примером работы регулятора по четкости прописанных процедур и процессов. Страховщики высказывавались за то, чтобы Нацкомфинуслуг перенимала опыт НБУ. Поэтому если механизмы НБУ станут основой для работы мегарегулятора, это пойдет на пользу финансовым рынкам», – говорит директор правового департамента СК «Allianz Украина» Светлана Сухорукова. Поддерживают идею объединения и лизинговые компании. «Мы надеемся, что качество контроля улучшится. Последние события в Нацкомфинуслуг показали, что этот орган работает неэффективно», – говорит директор ассоциации «Украинское объединение лизингодателей» Марина Масич.
Предтечей создания мегарегулятора можно считать принятие в 2011 году закона о надзоре на консолидированной основе. Закон обязал финансовые структуры – от страховых компаний до банков, принадлежащие одному собственнику, подавать консолидированную отчетность. Это должно было повысить прозрачность рынка, но широкие полномочия для контроля смежных рынков НБУ так и не получил.
Позитив в смене надзирателя видят кредитные союзы, которые мечтают создать фонд гарантирования вкладов в кредитных союзах или вступить в ФГВФЛ. Нацбанк был готов распространить на союзы систему ФГВФЛ, но только после получения контроля над рынком кредитной кооперации. «Мегарегулятор мог бы прогнозировать последствия тех или иных решений для всех участников финансового рынка, что позволило бы свести к минимуму негативный эффект. Когда в 2008 году Нацбанк ввел мораторий на досрочный возврат вкладов, без доступа к средствам остались также страховые компании, компании по управлению активами, негосударственные пенсионные фонды, кредитные союзы», – отметил один из участников рынка. «Современный банковский продукт – это не только кредит или депозит. В нем есть инвестиционная часть, страхование. Поэтому отдельно регулировать все финансовые направления – значит не видеть всего комплекса финансовых услуг», – объясняет глава правления СК «PZU Украина» Мачей Шишко.
Впрочем, на этапе практической реализации инициативы НБУ придется доказать ее оправданность, ведь есть и противоположные примеры. Сначала от идеи создания единого регулятора отказались США, а в 2013 году мегарегулятор Великобритании – управление по финансовому регулированию и надзору (FSA) – был разделен на две структуры: FCA (Financial Conduct Authority), регулирующий проведение финансовых операций, и PRA (Prudential Regulation Authority), контролирующий капитализацию.
Виктория Руденко, Елена Губарь