«Отсутствие денег – это не форс-мажорные обстоятельства!»

«Отсутствие денег – это не форс-мажорные обстоятельства!»

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Украины Валентина Суржикова рассказывает о том, как бизнесу работать в нынешних сложных условиях

Аннексия Крыма и боевые действия на востоке Украины значительно усложнили экономическую активность в этих регионах, многие фирмы были вынуждены закрыться или приостановить деятельность. Все ссылаются на форс-мажорные обстоятельства, чтобы в отношениях с контрагентами минимизировать свои потери. О том, насколько сложно получить справку о форс-мажоре, какие выгоды она дает бизнесу и можно ли, прикрываясь форс-мажором, избежать выполнения контракта, редактору портала FinMaidan Вячеславу Садовничему рассказала вице-президент ТПП Валентина Суржикова.
Форс-мажор национального масштаба
– Как много запросов на выдачу справки о форс-мажорных обстоятельствах получила ТПП от предприятий с начала года?
– Около 600 предприятий обратились в ТПП Украины за подтверждением форс-мажорных обстоятельств, в том числе мы учли обращения по телефону. После консультации юриста ТПП далеко не все предприниматели приходят с пакетом документов. Также не все из тех, кто консультируется по телефону, называют свою компанию, а некоторые предприниматели звонят с уточнениями по нескольку раз.
– Насколько существенно бои на востоке повлияли на частоту обращений компаний в ТПП с просьбой подтвердить форс-мажорные обстоятельства?
– Сейчас действительно наблюдается всплеск. Количество обращений увеличилось приблизительно на 30%. У Донецкой ТПП было захвачено помещение, в связи с чем она вынуждена арендовать другой офис, где работает в ограниченном режиме. Но региональная ТПП продолжает оказывать услуги. Она консультирует, принимает от заявителя документы, после чего передает их в Киев для оформления сертификата.
– Изменилась ли структура этих запросов в последние месяцы?
– Обычно у нас много запросов от сельхозпроизводителей, но в этом году либо были хорошие погодные условия, либо они не обращались на общем фоне проблем. 2014-й начался с запросов по событиям, которые происходили на Майдане в январе-феврале. С марта начали поступать запросы по Крыму, с апреля – по Донбассу. К нам уже поступило более 300 запросов по ситуации в Донбассе. Порядка 150-200 заявок были вызваны оккупацией Крыма, остальные – событиями на Майдане и другими единичными случаями: поезд сошел с рельс, в Нигерии арестовали судно.
– Сколько в итоге после обращений компаний ТПП выдала справок?
– Мы не разглашаем эту информацию. Могу сказать лишь, что в разы меньше, чем было обращений. Не все компании, получив консультацию, предоставляют пакет документов, позволяющий подтвердить форс-мажорные обстоятельства.
– Бывает так, что на одной улице города в Донбассе тихо, а на другой – идут бои. Кто подтверждает форс-мажорную ситуацию в таких случаях?
– Да, бывают случаи, что местных правоохранителей в таких условиях найти сложно. Тогда мы просим экспертов Донецкой ТПП подтвердить один этот факт и выдать экспертное заключение, что осуществляется блокирование бизнеса, либо что-то разрушено, либо произошло другое событие, которое не позволяет предприятию работать так, как оно прежде работало. С этим и другими документами мы можем уже работать. Хуже, когда такого заключения нет.
– Есть ли проблемы у бизнеса с получением документов в зоне АТО?
– Все документы всегда готовит заявитель. Но в этом году возникли определенные проблемы с их получением от госорганов. Поэтому мы вынуждены были, и это исключение из правил, обратиться к силовым структурам, которые осуществляют антитеррористическую операцию: в СБУ, Минобороны, Нацгвардию, АТЦ. СБУ предоставила четкий ответ. По состоянию на середину июня они нам по пунктам указали территории, чуть ли не с названиями сел, которые, мягко говоря, не находятся под контролем сил, проводящих АТО. И каждый предприниматель получает в АТЦ аналогичный документ о ситуации на момент обращения, поскольку она меняется каждый день. Сегодня населенный пункт может не быть под контролем властей, а завтра снова взят под контроль.
– Получается, что в каждом случае пакет документов индивидуальный?
– Да. Например, если в Донбассе произошел взрыв на железной дороге, то за подтверждением этого факта компания будет прежде всего обращаться в транспортную прокуратуру. Чтобы никто не захотел «под шумок» сделать вид, что его грузы тоже в это время «были на уничтоженном участке ж/д-полотна», делается детальный запрос и в «Укрзализныцю». Это позволяет выяснить всю информацию, включая точные номера вагонов с грузом, находившихся на ж/д-участке в это время.
– Когда предприятие обращается за документом о форс-мажоре, вторая сторона контракта – это чаще всего украинский контрагент или нерезидент?
– В связи с событиями на востоке страны стало сложнее проводить поставки товаров по внутренним договорам. Хотя есть влияние и на внешнеэкономические контракты. Но удельный вес больше в сторону украинских компаний.
– Вы говорили о событиях вокруг Майдана. Кто к вам обращался за справкой?
– В ТРЦ «Глобус» много арендаторов, которые не могли работать в период событий на Майдане. Ситуация была сложная. На короткий период во многих офисах в радиусе до 1 км от Майдана сотрудникам предлагали не ходить на работу, офисы на определенное время были закрыты и не могли осуществлять хозяйственную деятельность по объективным обстоятельствам, не зависящим от них.
– Что в таком случае дает бизнесу справка о форс-мажорах?
– Существует возможность добиваться снижения арендной платы за период, когда происходили события, квалифицированные как форс-мажорные обстоятельства.
– А обращения по Крыму касались каких случаев?
– Ситуация форс-мажора в Крыму урегулирована на уровне законодательства: принят закон, определяющий особенный правовой режим на оккупированных территориях, постановление Нацбанка № 260 о закрытии банками подразделений, размещенных на территории АР Крым. Но бывают и другие ситуации, например, когда предприятие говорит, что не может выполнить условия контракта, поскольку у него в Крыму отобрали производственные мощности.
– Я вижу очевидные выгоды справки о форс-мажоре: избежать штрафных санкций, добиться отсрочки выполнения договора, избежать выполнения контракта. Что еще может получить бизнес?
– Как мы уже говорили ранее, можно добиться снижения контрактной цены, а также практически расторжения договора и возвращения перечисленных денег.
Банки обязаны выполнить все обязательства
– А банки к вам обращаются с запросами по форс-мажору?
– Обращения есть, они в работе. В некоторых регионах было невозможно провести инкассацию, в других – обеспечить отделения денежной массой. В регионах могли не работать отделения в силу форс-мажорных обстоятельств, но это не означает, что все отделения банка не работают. Поэтому этот фактор нужно рассматривать очень внимательно, изучить в каждом случае причинно-следственную связь невозможности исполнить конкретное обязательство как со стороны банка, так и со стороны клиента.
– Если в ТПП обратится банк, у которого из-за АТО перестали работать отделения в Донбассе, с просьбой выдать справку о форс-мажоре, чтобы в период АТО не возвращать депозиты клиентам или избежать санкций за невыдачу депозитов, вы это сделаете?
– АТО не является форс-мажорным обстоятельством для невозврата депозитов, поскольку существует главный офис и другие отделения этого банка, которые не имеют препятствий для обслуживания. Таким образом, клиентам заблокированных отделений необходимо обращаться в главный офис банка, который обязан либо сам выплатить депозит, либо указать отделение, которое будет обслуживать клиентов заблокированного подразделения. Это правило касается и обслуживания кредитов.
– Правда ли, что по любым страховым случаям, которые происходят в зоне АТО, страховщики могут отказывать клиентам в выплатах? Такое решение страховщики принимают сами или они должны обращаться за справкой в ТПП?
– Страховые компании принимают решения о выплате страховых сумм самостоятельно в рамках страховых случаев, предусмотренных договорами. Если договор охватывает происходящие события и страховой случай наступил, СК обязана произвести выплату и при этом не может ссылаться на эти события как форс-мажорные обстоятельства, освобождающие ее от ответственности.
– А какие случаи бизнес ошибочно считает форс-мажором?
– Например, у предприятий из-за АТО упал спрос на продукцию, сократилась выручка, стало банально не хватать средств на погашение кредита. Но отсутствие денег – это не форс-мажорные обстоятельства! Банк может пойти такому предпринимателю навстречу, сделать кредитные каникулы, но это будет лишь добрая воля банка.
Инструкция для бизнеса
– В каких случаях бизнес чаще всего обращается в ТПП за подтверждением форс-мажорных обстоятельств, условно говоря, в «мирное» время?
– В предыдущие годы предприниматели зачастую обращались в стандартных ситуациях: стихийные бедствия, запреты и ограничения госорганов власти. Форс-мажорные обстоятельства ТПП Украины подтверждает, тщательно изучая каждый случай, каждый контракт, условия и обязательства по нему: наступило ли выполнение обязательства, и каким образом определенное событие в этот период, именно в этом месте привело к возникновению обстоятельств непреодолимой силы для выполнения стороной контрактных отношений.
– Как эксперты ТПП приходят к такому выводу?
– Анализируется весь спектр доказательств, имеющих отношение к выполнению контракта. Заявитель предоставляет в ТПП подтверждения от соответствующих органов. Если он подает не все документы, ему предлагается предоставить недостающие. Лишь после получения всего пакета возобновляется наша работа. В случае если из этого анализа следует невозможность выполнения обязательств, то ТПП делает вывод о наличии форс-мажорных обстоятельств, которые могут освободить пострадавшую сторону от ответственности.
– Насколько дорога эта услуга для бизнеса?
– Стоимость услуги зависит от срока рассмотрения пакета документов. Стандартный срок – 10 дней. Если необходимо срочно получить вердикт ТПП, – за 2-3 дня, и тариф удваивается. Базовый тариф составляет около 2 тыс. грн. Кстати, компания платит за услугу палаты лишь в том случае, если факт форс-мажора подтверждается. Если же мы видим, что оснований нет или нет всех документов, позволяющих подтвердить обоснованность нашего вывода, то мы не берем плату за работу. Предварительные консультации наши специалисты предоставляют бесплатно, несмотря на то, что им необходимо провести аналитическую работу, чтобы выяснить, что форс-мажора не было. Но даже если он и был, может оказаться, что форс-мажорные обстоятельства не имели влияния на выполнение обязательств по контракту, то есть между ними не было причинно-следственной связи. В таком случае сертификат также не выдается.
– Кто выдает справки – ТПП Украины или региональные структуры?
– Необходимо смотреть, что указано в договоре. Если в договоре написано, что форс-мажорные обстоятельства подтверждает ТПП Украины, то к ней и нужно обращаться за справкой, если же указана региональная ТПП, то бизнес обращается к ней. Но даже если указана ТПП Украины, мы привлекаем региональные ТПП для сбора документов и предварительной работы. Отмечу, что только ТПП Украины подтверждает форс-мажоры по внешнеэкономическим контрактам и для сельхозкомпаний.
– Какие наиболее типичные причины отсеивания заявок?
– В большинстве случаев предприниматели могут договориться. Они ведь отлично понимают ситуацию, что сейчас сложно поставлять товар в ряд городов Донецкой и Луганской областей. Можно поставку продукции, например, осуществить на границе Днепропетровской и Донецкой областей. Сложнее с нерезидентами, которым необходимо подтверждение форс-мажорных обстоятельств, поскольку, допустим, контрагент из Испании может не знать, что зимой в Украине могут быть обледенелые дороги. А когда в Украине контрагент требует документ о форс-мажоре, это чаще всего похоже на то, что бизнесмены «играют» в бюрократов. Большая часть может найти общий язык с контрагентами, и находит. Некоторые не могут собрать весь пакет документов для подачи в ТПП, а бывает, что договор был заключен уже после начала АТО.
– В договоре обычно указывается, что считается форс-мажором. А можно ли признать форс-мажором те обстоятельства, которые не были указаны в договоре как такие, что способны повлиять на его исполнение?
– Да. Существует практика как международная, так и украинская. Даже если в договоре не прописаны «другие события», они могут быть признаны форс-мажором. Обычно обстоятельства непреодолимой силы в договорах указывают как события, которые возникли после подписания договора и которые делают невозможным выполнение обязательств по договору.
– Бизнес получает справку о форс-мажорах, чтобы урегулировать отношения с контрагентом, но насколько часто такие споры доходят до суда?
– Эту информацию бизнес в ТПП не предоставляет. Мы о таких случаях узнаем случайно. Например, было такое, что аграрное предприятие поздно к нам обратилось за получением справки о форс-мажоре. Мы ее предоставили, но суд увидел в договоре, что сторона договора должна была в течение пяти дней с момента возникновения форс-мажора проинформировать о нем другую сторону. А они опоздали и все документы предоставили позже. Поскольку сроки были пропущены, суд лишил предприятие права ссылаться на форс-мажор.
– Насколько велик риск того, что бизнес может подделывать документы, которые он предоставляет вам для получения справки о форс-мажорах?
– Это большая редкость. Много лет назад были подделаны документы по делу о форс-мажоре относительно климатического фактора. Но в суде это выяснилось.
– Насколько бизнес теперь станет больше внимания уделять форс-мажорам?
– Однозначно, этому вопросу будет уделяться больше внимания. Сложно сказать, насколько именно. Думаю, теперь раздел о форс-мажоре будет точно во всех договорах, причем подробно будут указываться все случаи форс-мажоров, произошедшие за последний год. Уверена, что фраза «иные обстоятельства, способные влиять на выполнение договора», также станет обязательной для многих договоров.
Вячеслав Садовничий