Покупать каско теперь заставляют не всех получателей автокредитов

Покупать каско теперь заставляют не всех получателей автокредитов

Рынок автострахования одним из первых ощутил на себе финансовый кризис 2014 г. «По сравнению с прошлым годом в нынешнем рынок каско, по моему мнению, сократится в долларах США примерно в два раза», — предполагает начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков страховой компании «Allianz Украина» Александр Яременко. Похожие оценки дают и другие эксперты автострахования. «Главная тенденция на рынке каско — это его сокращение», — говорит директор СК «Доминанта» Алексей Румянцев.
Фактор страха
Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что аннексия Крыма и оккупация части Донбасса привели к уменьшению объемов автострахования. По мнению президента Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александра Залетова, потери в этих регионах снизят общие сборы по каско на 15‑20 %. Примечательно, что свернув продажи полисов на полуострове еще весной, украинские страховщики умудряются выплачивать крымчанам даже осенью: «Последняя выплата жителю Крыма по каско была в сентябре 2014 г. на 29 тыс. грн», — рассказал партнер компании BritMark Андрей Косенков. По словам директора департамента управления продуктами компании PZU Людмилы Ясинской, в сентябре они возместили ущерб по двум страховым случаям в Крыму, еще два дела находятся в процессе урегулирования.
Это можно считать актом доброй воли, ведь норм, регулирующих вопросы выплат в подобных ситуациях, не существует. Как и в случае с Донбассом — страховщики до сих пор не могут получить от Нацкомфинуслуг внятный ответ: какие риски в этом регионе считаются страховыми, а какие — нет. «Есть трудности с фиксацией страховых событий в компетентных органах и с получением соответствующих документов», — признает директор департамента развития банковских продаж компании «Арсенал Страхование» Алексей Алексашин.
Проще говоря, получив справку от представителей самопровозглашенной Донецкой народной республики о ДТП или угоне авто, страховщики теряются в догадках: считать ее документом или нет. Если нет, то что делать, ведь другой власти в ряде населенных пунктов Донбасса нет. В итоге застраховать машину многие жители Восточной Украины не могут, даже если хотят. «Для страхования зона АТО — практически потерянный регион», — не скрывает разочарования Румянцев.
Экономия на масштабе
Еще одна проблема сегмента каско — экономическая. «В этом году резко снизилась покупательская способность потенциальных страхователей», — отмечает Косенков. При этом на 30‑40 % относительно 2013 г. выросла стоимость автополисов, поскольку нацвалюта девальвировала. «Следствием девальвации стало увеличение гривневой стоимости автомобилей и соответственно стоимости автострахования. Из-за этого участились случаи отказа от пролонгации договоров каско», — объяснил Алексашин.
При этом средние тарифы по каско за год почти не повысились и составляют 4,5‑6,8 % от страховой суммы. «Сегодня можно наблюдать незначительный рост тарифов — примерно на 5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но до конца года все еще может измениться», — считает начальник отдела разработки страховых продуктов и прикладной методологии СК «ИНГО Украина» Лариса Симонова. На уменьшение продаж каско повлияло и драматическое падение продаж новых автомобилей. «В этом году продажи каско заемщикам банков практически остановились», — подтвердил президент ЛСОУ. К примеру, в 2008 г. продажа полисов через финструктуры достигала 90 % в портфелях каско страховщиков, в последние годы — 30‑40 %.
10 тыс. грн — средняя сумма премии по каско
8 тыс. грн — средняя сумма выплаты по каско
Примечательно, что даже при стабильном, ежегодном снижении объемов автокредитования некоторые продавцы каско умудрялись активно страховать заемщиков банков. В том числе за счет собственных депозитов, размещая их в финучреждениях под целевые, совместные с автодилерами программы автокредитования. Но в 2014 г. и эти программы пришлось закрыть: испугавшись банковского кризиса, страховщики начали массово переводить депозиты из небольших и средних по размеру банков в крупные. Таким образом, оценочно могло перетечь до 3 млрд грн. Небольшие банки «в отместку» отменили автостраховки как для новых, так и для старых клиентов, от которых требовалось ежегодное пролонгирование договоров каско. В итоге рынок автострахования потерял в объемах премий. Но сами автовладельцы от этого только выиграли. Во всем мире автострахование — это добровольный вид защиты и заставлять страховать залоговые авто, особенно в пользу банков, было не лучшим изобретением финансистов.
В 2014 г. объемы премий по каско сократились больше всего за счет недорогих авто. «Наибольшее снижение по объемам продаж наблюдается в бюджетном сегменте — машины стоимостью до $ 12 тыс., — отметила Симонова. — Меньше всего изменений в продажах автомобилей класса бизнес ($ 35‑70 тыс.) и премиум (от $ 70 тыс.)».
Но положение Нацбанка № 540 о запрете покупки валюты для некоторых видов бизнеса за рубежом, по мнению Залетова, может снизить продажи полисов каско и в сегменте дорогих авто. Ведь выплаты по таким страховкам очень крупные — нередко это 700‑800 тыс. грн. Поэтому страховщики, как правило, часть таких рисков передают коллегам за рубеж, то есть перестраховывают. К примеру, за первое полугодие было перестраховано у нерезидентов автомобильных рисков на 104,5 млн грн, или почти 15 % от всего объема перестрахования за границей. «А запрет НБУ на покупку валюты помешает украинским компаниям заключить новые договоры перестрахования за рубежом. В итоге страховщики будут отказываться продавать каско для дорогих авто — слишком большой риск для внутреннего рынка», — предупреждает Залетов.
Некоторые эксперты считают, что отказа «дорогим» клиентам не будет, но каско для них подорожает за счет роста цены услуг перестраховщиков.
Кот в мешке
Не все продавцы каско готовы к сужению рынка. Некоторые традиционно начали демпинговать. Появились предложения о полисах каско по цене ОСАГО, активизировалась реклама каско с тарифами на уровне 2‑2,5 % и без франшизы. «Но нужно понимать, что при таком тарифе в договоре есть много подводных камней», — напоминает директор департамента андеррайтинга и методологии СК «Нова» Владислав Борец. В полисе каско при таком тарифе может быть заложен всего один риск, например авария с участием установленных лиц. Если авто не стукнут, а украдут или все‑таки произойдет ДТП, но виновника аварии не установят, то и платить страхователю по такому полису никто не будет.
«Всегда и во все времена на страховом рынке Украины были компании, которые занимались открытым демпингом. Есть они и сейчас. Но классические ритейловые страховщики этого не практикуют. Особенно учитывая ситуацию, которая сложилась на юге и востоке страны, — уверяет Ясинская, — Другое дело, что в поиске новых клиентов, понимая объективную необходимость многих экономить, СК пытаются разнообразить линейку своих продуктов, вводя новые экономварианты и программы страхования». Среди наиболее распространенных бюджетных предложений каско — программы-конструкторы, при которых клиент может сам «собрать» цену полиса, набор рисков и варианты, предусматривающие покупку страховки за полцены. В таком случае владельцу при ДТП придется доплатить еще 50 % премии или получить всего 50 % выплаты.
Новые лица
По мнению президента ЛСОУ, кризис в сегменте каско продолжится в 2015 г., что приведет к 20 %-му сужению рынка по сравнению с 2014 г. Автостраховщикам придется искать новые каналы продаж или уходить с рынка. Больше всего упали премии каско у донецкой компании «Кремень». Страховщик в первом полугодии 2014 г. покинул топ-20 продавцов каско, хотя в прошлом занимал четвертое место по продажам автостраховок. Эксперты связывают проблемы этой компании с ее якобы схемным бизнесом. Хотя регулятор, пообещав проверить эту СК в июне-июле, до сих пор не предъявил ей никаких претензий.
У остальных компаний страховые сборы упали не так резко. Но появилась тенденция к росту продаж у небольших и средних компаний, таких как «Allianz Украина», «Ингосстрах», «QBE Украина», «ВиДи-Страхование». А традиционно ведущие игроки рынка каско — «Аска», «Украинская пожарно-страховая компания», «Экспресс-Страхование», «Провидна», «Альфа-Страхование» — демонстрируют снижение объемов продаж.
Татьяна Павлюченко