Банки отказываются продавать страховщикам валюту, опасаясь санкций НБУ

Банки отказываются продавать страховщикам валюту, опасаясь санкций НБУ

Будут ли летать наши самолеты в ЕС? Будем ли мы выезжать за пределы страны на своих авто? Будем ли мы вообще попадать в Шенгенскую зону? Оказывается, что ответ на эти и многие другие, не менее важные вопросы, во многом нынче зависит от решений, принимаемых в стенах НБУ с одной стороны и от способности страхового рынка отстаивать свои интересы — с другой.
Вы спросите: ну к чему тут Нацбанк, к чему страховщики? Всё очень просто. В цивилизованном мире страхование не роскошь и не прихоть, а зачастую обязательное условие того или иного процесса. И если мы имеем дело с цивилизованным обществом — вынуждены играть по его правилам.
Примеров — масса. Для выезда за границу нам нужен полис страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта». Получая Шенгенскую визу для отдыха или выезда на работу, нам не обойтись без полиса личного страхования. Наши авиакомпании также обязаны страховать свою ответственность, иначе чужое небо для них закрыто. К тому же Украина участвует в международной системе страхования ядерных рисков. И это понятно: никто не хочет иметь дело с неплатежеспособными субъектами и требует наличие того или иного полиса, в зависимости от ситуации. Такова практика, традиция, если хотите…
Со страхованием разобрались, но к чему тут Нацбанк? Дело в том, что украинские СК не в состоянии удерживать на себе всю финансовую ответственность по заключаемым договорам. А в ряде случаев даже не имеют на это права.
Для распределения рисков мир давно придумал механизм перестрахования. Он позволяет украинским СК при наступлении страхового случая возместить клиенту только малую часть ущерба, остальную же должны будут выплатить западные перестраховщики. Но для заключения договоров перестрахования с западными партнерами нужна валюта.
А ее то, дефицитную, банки и перестали продавать страховым компаниям, кивая на Постановление НБУ №591 от 22 сентября, которое внесло изменения в Постановление №540 от 29 августа 2014 г. «О введении дополнительных механизмов для стабилизации денежно-кредитного и валютного рынков Украины». Банки опасаются санкций Нацбанка и действуют по принципу «как бы чего не вышло». При этом в учет не берется, что никто не отменял постановление НБУ №135 от 11 апреля 2000 г. «О применении иностранной валюты в страховой деятельности».
Страховщикам нужно немного. Для заключения новых и продления действующих договоров перестрахования до конца года страховым компаниям нужно купить всего-то $30-35 млн. Но после обращения профильных ассоциаций страхового рынка в НБУ лишь обещают подумать, внимательно изучить вопрос, ответить через отведенные законом 30 дней. В общем, понимания не проявляют. А нужно всего лишь официальное разъяснение НБУ, которое позволило бы банкам продавать страховщикам валюту, не опасаясь санкций.
А тем временем иностранные перестраховщики при отсутствии своевременной оплаты имеют право без предупреждения остановить перестраховочную защиту. Последствия для страны могут быть как экономические, так и репутационные.
Поучительным для скептиков может стать пояснение Татьяны Бабко, директора компании Oakeshott Kiev (брокер Lloyd’s): «Второго октября была встреча нашего премьер-министра Арсения Яценюка и Президента Украины Петра Порошенко с иностранными компаниями – членами Американской торговой палаты, на которой мы присутствовали. Мы успели сообщить о проблеме Яценюку, грубо говоря, поймав его в коридоре. Мы сказали – сегодня ваши самолеты еще летают, но завтра они встанут. Наши «Русланы» и вертолеты, которые выполняют миссии ООН, приносят в страну валюту, но если они не перестрахованы, страховое покрытие будет разорвано, и они не смогут вылетать за пределы воздушного пространства Украины».
Вообще, надо сказать, что на страховом рынке ходит легенда о том, что предыдущий кризис по покупке валюты образца 2008 г. закончился тем, что в один прекрасный день президентский борт просто не смог взлететь. Легенда это или быль, не знаю, но, по словам президента Лиги страховых организаций Украины Александра Залетова, прецедент, когда украинский самолет кружил у западной границы Украины и не мог ее пересечь, так как не имел необходимого страхового покрытия, уже имел место.

Татьяна Бабко
директор компании Oakeshott Kiev (брокер Lloyd’s)
Наши «Русланы» и вертолеты, выполняющие миссии ООН, приносят сейчас в страну валюту. Но если они не перестрахованы, страховое покрытие будет разорвано, и борты не смогут вылетать за пределы воздушного пространства Украины»
Что ж, господа, сэкономив для золотовалютных резервов $30-40 млн, рискуем потерять надежных западных партнеров, к которым наши страховщики пробивались последние 20 лет (нас там особо не ждали, рынку приходилось доказывать свою состоятельность).
В довесочек отмечу, что за первое полугодие 2014 г. иностранные перестраховщики компенсировали убытки клиентов украинских страховых компаний на сумму почти 200 млн грн. И еще, страховой случай с ущербом в 50-100 млн грн (а таковые случаются почти ежегодно – это пожары на складах, в цехах, торговых центрах и пр.), способен «положить» любую страховую компанию, если последняя не имеет возможности обеспечить себе адекватной перестраховочной защиты.
Юрий Гусев