Взялись за резервы

Взялись за резервы

Нацкомфинуслуг планирует изменить требования к резервам страховщиков
Требования к резервам страховых компаний станут жестче. Нацкомфинуслуг предлагает учитывать в резервах в полном объеме средства только в госбанках, «дочках» международных групп, а вложения в банки с низким рейтингом будут учитываться со «скидкой». Страховщики поддерживают инициативу, но признают, что лишь повышения требований к качеству резервов и активов уже мало, необходимо следить за их качеством чаще, чем раз в квартал.
Отберут лучших
Нацкомиссия, осуществляющая регулирование рынков финансовых услуг, намерена изменить правила инвестирования резервов и активов, а также учет их покрытия. Регулятор рассматривает возможность учитывать в полном покрытии страховых резервов только депозиты в «брендовых» банках с инвестиционным рейтингом по национальной шкале не менее «А-». «Брендовыми» считаются, например, госбанки и «дочки» международных финансовых групп. Если рейтинг ниже, покрытие резервов будет частичным, а размещение в банках с плохим рейтингом не будет учтено регулятором в покрытии резервов. Об этом заявил член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
По его подсчетам, доля депозитов в резервах страховых компаний на 1 января 2015 года составила 51%, снизившись за год с 55%. При этом в нынешнем топ-20 банков, в которых больше всего хранится денег страховщиков, есть как брендовые банки, в том числе государственные, так и небольшие учреждения: банк «Михайловский», «Союз», Авант-Банк. По оценкам президента Лиги страховых организаций Украины Александра Филонюка, у страховщиков – членов ЛСОУ в проблемных банках «заморожено» 700 млн грн. Это порядка 13% от суммы резервов всех СК, размещенных в банках.
Одним из самых надежных инструментов регулятор считает ОВГЗ и хочет рекомендовать страховщикам, особенно компаниям по страхованию жизни, размещать в гособлигации до 80% средств. «ОВГЗ нам не были интересны. У них низкая доходность, большой риск. Разве что мы сможем размещать резервы в валютные ОВГЗ, по крайней мере это защита от девальвации», – говорит председатель наблюдательного совета СК «Вусо» Александр Шойхеденко. А в СК «PZU Украина» говорят, что давно покупают госбумаги как в гривне, так и в иностранной валюте.
Страховщики размещают в ОВГЗ 6,9% резервов (747,2 млн грн). Для примера: в акциях размещено 11,8%, а в корпоративных облигациях – 1,2%. Регулятор ограничит объем вложений в бумаги одного эмитента и даст страховщикам переходной период, чтобы избавиться от лишних бумаг.
Запоздалые меры
Участники рынка поддерживают инициативу. «Предлагаемые меры ограничивают возможности инвестиций для страховщиков, но они направлены на сохранение их активов, что очень важно для стабильности рынка. Главное – они позволят очистить активы тех страховых компаний, которые ранее не уделяли достаточного внимания этому вопросу. Ограничения могут быть довольно жесткими, но они должны быть эффективными, чтобы убрать все депозиты в непонятных банках и мусорные ценные бумаги. В портфелях некоторых страховщиков доля таких активов более 50%», – рассказывает FinMaidan директор департамента инвестиций СК «PZU Украина» Гжегож Винкел.
Применять подобные меры надо было давно. «Подходы к резервированию необходимо менять. Однако то, что предлагается, является не системой защиты активов страховщиков, а временной антикризисной и запоздалой мерой», – считает Александр Шойхеденко. Наличие инвестиционного рейтинга по национальной шкале не всегда гарантирует надежность: ряд банков, в которые была введена временная администрация, имели инвестрейтинги от украинских агентств.
Доход принесли в жертву
Страховщики говорят, что пересмотрели свою стратегию еще в конце 2013 года. «Как правило, мы теряли средства в банках, которые уже на тот момент не возвращали депозиты», – сказал топ-менеджер одной из компаний. «Мы всегда размещали 70% в крупнейших банках с иностранным капиталом, а 30% – в небольших украинских учреждениях, которые давали нам бизнес. Сегодня доля крупных банков растет. Но когда возобновится кредитование, мы хотим иметь возможность продолжить работу с небольшими банками и готовы пересмотреть политику размещения резервов», – говорит Александр Шойхеденко. В проблемных банках «Вусо» потеряла 1,2 млн грн.
Особенно жесткие требования к формированию резервов внедрены в СК с иностранным капиталом. Их инвестиционная политика, как правило, согласовывается с главным офисом. «Наши акционеры готовы даже на отрицательную доходность по депозитам, если это необходимо для сохранности резервов», – рассказали в одной из СК с иностранным капиталом. «Мы уже давно самостоятельно установили для себя подобные ограничения. Мы всегда были готовы жертвовать снижением инвестиционного дохода в пользу надежности, размещая страховые резервы в депозитах банков с иностранным капиталом и государственных банках», – рассказал Гжегож Винкел. В компании устанавливаются лимиты инвестиций в определенные инструменты и банки. «Система оценки банков постоянно корректируется нашими специалистами, и подход нашей компании в последнее время становится все более консервативным», – уточняет Гжегож Винкел.
Проблема рынка состоит даже не в том, что страховщики держат деньги в ненадежных банках, а в том, что они используют схемы по привлечению денег на отчетную дату. «Решение этой проблемы – контроль резервов на каждый день», – советует Александр Шойхеденко.

Виктория Руденко