Заемщиков не поделили

Заемщиков не поделили

Депутаты приступили к легализации кредитного реестра НБУ, в который будет стекаться информация обо всех крупных заемщиках. Но законопроект даже на этапе первого чтения спровоцировал скандал. В итоге депутаты БПП отклонили инициативу своего коллеги по фракции, и.о. главы банковского комитета Михаила Довбенко, который хотел дать всем бюро кредитных историй доступ к находящимся в НБУ данным со статусом банковской тайны.

Кредитное дело
Мечта Нацбанка начинает сбываться. Депутаты вчера приняли в первом чтении законопроект № 7114-Д о создании кредитного реестра. Этот реестр, по мнению НБУ, должен стать мощным инструментом, который не позволит проблемным заемщикам и дальше брать новые кредиты.
На самом деле НБУ создал такой реестр и без профильного закона. В этом году Нацбанк на основании своих постановлений уже начал получать информацию о заемщиках от банков и Фонда гарантирования вкладов физлиц. Речь идет о заемщиках-юрлицах и физлицах с кредитами свыше 50 тыс. грн. Информация о физических лицах включает 26 параметров, юридических – 60. Нацбанк собирает данные о финпоказателях заемщика, поручителях, залогах, параметрах кредита.
Закон же разрешит Нацбанку предоставлять банкам и ФГВФЛ данные из кредитного реестра. Но его уже давно не могут принять. Еще в сентябре 2015-го был подан подобный законопроект, но спустя два месяца – отозван. Новая попытка принять закон предпринята осенью. Появилось сразу три инициативы: правительственный проект № 7114, проект № 7114-1 депутата Сергея Рыбалки и проект № 7114-2 группы депутатов, в частности Михаила Довбенко и Павла Ризаненко.
Документы отличаются лимитом операций, информацию о которых банки смогут получать из реестра. Правительство предлагало Нацбанку установить «порог». Сергей Рыбалка хотел, чтобы в реестре была информация о кредитах на сумму свыше 30 тыс. необлагаемых минимумов (510 тыс. грн), а банки имели доступ к ней в режиме онлайн. Депутаты предлагала передавать информацию в реестр только о кредитах юрлиц свыше 3 млн грн и о кредитах физлиц свыше 1 млн грн.

Но накануне голосования Михаил Довбенко внес четвертый законопроект. Его проект № 7114-Д существенно отличается от альтернативных версий. Размер кредита, информация о котором будет поступать в кредитный реестр, будет установлена Нацбанком, но получать информацию из реестра банки смогут только о кредитах свыше 100 минимальных зарплат (320 тыс. грн). Главная новация проекта – доступ бюро кредитных историй к информации из кредитного реестра НБУ.
Документ был зарегистрирован 15 ноября и в этот же день его поддержал профильный комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, который сейчас временно возглавляет именно Михаил Довбенко. Замминистра финансов Оксана Маркарова агитировала за версию правительства, поскольку проект № 7114 соответствует требованиям ЕС (создание реестра – это условие получения третьего транша макрофинансовой помощи) и МВФ (пункт 10 меморандума). «А комитет поддержал № 7114-Д, который существенно отличается от него», – отметила она.

Мгновенное преображение
На следующее утро против проекта № 7114-Д выступил Нацбанк. «Поддержанный комитетом документ предусматривает обязательства НБУ предоставить кредитному бюро неограниченный доступ к кредитному реестру, а также обязательства НБУ применять санкции к банкам, которые не работают с кредитными бюро», – заявили в Нацбанке. Законопроект позволял всем кредитным бюро получить доступ к информации, которую банки передают в реестр. «На практике любой желающий сможет создать кредитное бюро и автоматически получить конфиденциальную информацию о заемщиках банков», – возмутились в НБУ. Регулятор обратил внимание, что сейчас кредитные бюро могут получать информацию только с согласия заемщика, а в случае принятия законопроекта Довбенко такое разрешение не будет обязательным. «Доработанный законопроект, по сути, обязывает банки субсидировать работу кредитных бюро», – удивились в Нацбанке.
В то время, когда НБУ возмущался, парламент включил документ в повестку дня и принял за основу. На заседании Верховной Рады Михаил Довбенко (БПП) пояснил логику инициативы. «Предлагаемый законопроект (правительственный. – FinClub) является концептуально верным, однако он недостаточно четко регулировал весь спектр вопросов и содержит много дискреционных норм. В частности, все ограничения и объем информации, который должны содержаться в реестре, предлагается урегулировать исключительно нормативными актами Нацбанка, а не на уровне закона. Также недостаточно четко описаны механизм обращения граждан с целью исправления информации о себе и обязанности НБУ по предоставлению информации, что может привести к различным злоупотреблениям», – сказал депутат.
Однако конфликт между Нацбанком и парламентом удалось «загасить». Руслан Демчак, коллега господина Довбенко по фракции и комитету, заявил, что на заседании фракции «Блока Петра Порошенко» они выслушали позицию Нацбанка и приняли решение поддержать законопроект только с правками. «Информация, которая будет включаться в кредитный реестр, носит статус банковской тайны. Поэтому, учитывая эту ситуацию, мы хотим внести в стенограмму некоторые правки, которые дают возможность сохранить эту банковскую тайну. Потому что, если такая информация будет передаваться частным кредитным бюро, то умышленно, либо неумышленно, по небрежности может произойти утечка», – сказал он. Своими правками он исключил все нормы о возможности передачи информация из кредитного реестра в частные бюро кредитных историй.
Исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова отметила, что инициированные правки с голоса – это правки, подготовленные НБУ, Минфином и НАБУ. «Мы против того, чтобы закон о кредитном реестре Нацбанка регулировал деятельность бюро кредитных историй. Это нонсенс! Ведь странно, когда из реестра банков должны получать информацию бюро кредитных историй, а потом ее продавать дальше», – говорит Елена Коробкова.
Несмотря на то, что поддержанный депутатами законопроект предполагает, что банки начнут подавать информацию о заемщиках только с 1 апреля 2018 года, а Фонд – с 1 июля, Нацбанк еще летом начал сбор информации. Получать информацию из реестра банки смогут не раньше чем через шесть месяцев после вступления в силу закона, но не позже чем с 31 декабря 2018 года.

Виктория Руденко
Финансовый клуб